Александр Никифоров, директор EdTech-компании «Лань», заявил о необходимости широкого внедрения искусственного интеллекта в систему высшего образования.
Эксперт в интервью радио Sputnik подробно рассказал о возможностях и ограничениях использования нейросетей в учебном процессе.
По словам Никифорова, нейросети способны значительно упростить работу над дипломными проектами. Они помогают студентам составлять планы работ, формулировать гипотезы, переводить иностранные исследования и проводить расчеты. Кроме того, ИИ-инструменты позволяют проверять готовые работы на ошибки, унифицировать стиль изложения и выстраивать логическую последовательность аргументов. На этапе подготовки к защите нейросети помогают обобщать материал, формулировать тезисы, а также создавать аннотации и презентации.
Эксперт подчеркивает, что искусственный интеллект трансформирует образовательный процесс, принося пользу как студентам, так и преподавателям. ИИ-инструменты автоматизируют рутинные операции, снижая нагрузку на педагогов. При проверке студенческих работ нейросети могут формулировать вопросы, а в перспективе — выявлять фактические и расчетные ошибки. Никифоров отмечает, что использование ИИ требует от студентов развития специфических навыков: проверки фактов и критической оценки сгенерированных результатов. Технологии могут изменить и формат итоговой аттестации, например, позволяя представить дипломную работу в виде стартапа или практического кейса. Преподаватели, в свою очередь, смогут делегировать ИИ проведение и оценку аттестационных работ, оставив за комиссией только функцию проверки и утверждения результатов.
Однако эксперт предупреждает о существующих ограничениях использования ИИ в образовании. Тексты, созданные нейросетями, могут содержать фактические ошибки, устаревшую или искаженную информацию. Поэтому и студентам, и преподавателям необходимо тщательно проверять факты, расчеты и выводы в работах, а также оценивать достоверность источников. Никифоров отмечает, что некоторые вузы уже ввели ограничения на объем ИИ-сгенерированного материала в дипломных работах, однако считает более эффективным подходом формирование культуры работы с нейросетями. В качестве примеров он приводит обязательное указание использованных ИИ-инструментов или специальную маркировку частей работы, созданных с их помощью.