Ученые из Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) и Института механики сплошных сред УрО РАН разработали метод лазерной обработки, который позволяет в шесть раз увеличить усталостную долговечность металла, используемого в деталях газотурбинных двигателей самолетов и трубопроводов.
При эксплуатации деталей на их поверхности возникают микротрещины из-за высоких нагрузок, что приводит к разрушению, пишет ТАСС. Новый подход, называемый лазерным ударным упрочнением, помогает замедлить этот процесс.
Метод заключается в том, что высокоэнергетический лазер воздействует на металл, изменяя его микроструктуру и формируя упрочненный слой толщиной до 1 мм.
Исследования показывают, что после обработки детали могут выдерживать повышенные нагрузки — с 10 кН до16,5 кН — не теряя при этом долговечности. Эти результаты могут быть полезны для создания более надежных промышленных изделий. Исследование было поддержано Российским научным фондом.